НА КАЙТЕ ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ

Мысли о том, чтобы пройти какое-то огромное расстояние на кайте появились ещё года 3 назад. Но прежде всего это планировалось совершить где-нибудь в Карибском море, в районе Канарских островов, Европе или Азии, или, например, из Хельсинки в Таллинн. Была мысль и о Чукотке, но это было очень далеко от меня как в расстоянии, так и в знании чего-либо об этих местах. Затем, до нынешнего времени, начали появляться различные, так сказать, «сбивающие с мысли» факторы.

 

 

Сначала информация о том, что в 2010 году одна кайтовая экспедиция, состоявшая из европейцев, пыталась пересечь Берингов пролив с Аляски на Чукотку, но попытка не увенчалась успехом.

Затем владелец дома, в котором мы частенько живем, находясь на Маврикии, поведал нам историю этого дома. Что до него дом принадлежал одному очень известному как во Франции, так и Европе человеку по имени барон Арно ДеРосней. А знаменит он был тем, что был виндсёрфером, прославившимся своими гигантскими и продолжительными переходами на виндсёрфинге между островами, странами и даже континентами. Этот человек в одиночку мог находиться на воде до двух недель, перемещаясь на доске из одной точки мира в другую. Он уже давно погиб, совершая очередной переход где-то в районе Китая или Тайваня. Но самая удивительная новость о нём просто ошарашила меня в очередной раз. В 1979 году Арно пересёк Берингов пролив от Аляски до Чукотки на виндсёрфинге. А теперь вот я живу в его доме с похожей безумной идеей.

Далее, непонятно почему, но практически в одно и то же время стали появляться люди, которые мне начали говорить о Чукотке, о том что это за удивительное место, что такое Берингов пролив. А не перемахнуть ли через него… Тут я и отодвинул мысли о Карибах, Канарах, Балтике… Было принято окончательное решение – я пересеку Берингов пролив на кайте, НО в обратном направлении. От Чукотки к Аляске ! Притом я ещё ни разу не был в северной Америке, и почему бы не приехать туда красиво... на кайте.

Решение было принято как раз в то время, когда уже 2 месяца находился на Маврикии, проживая в легендарном доме, в феврале 2011 года. Там же началась подготовка. Своим напарником на это мероприятие я решил взять не какого-либо очень опытного и спортивного райдера, а моего товарища Костю Аксёнова, который уже давно работает инструктором на моих кайтсафари. Он зарекомендовал себя надёжным напарником, который не боится трудностей, доверится моему мнению и пойдёт до конца. Он же познакомил меня с Марией Нестеренко, которая не понаслышке имела представление о том, что такое Чукотка и даже перелетела Берингов пролив на вертолёте в 2010 году.

Я начал масштабный сбор информации о Беринговом проливе. Контакты с местными жителями, администрацией, с чукчами и т.д. Нужно было знать как можно больше об этих водах и специфике погоды. Конечно же, общаясь с местными, я слышал только фразы: «погода здесь может меняться несколько раз в день, может быть и солнце, а затем туман», «направление ветра может меняться несколько раз в день», «вода не поднимается выше +1 градуса», «течения такие, что иногда лодка с мотором в 90 сил, пытаясь двигаться против течения, может просто стоять на месте», «очень много китобойных лодок переворачивается здесь, и люди оказываются в воде, где шансов выжить более 10 мин нет». А моряки транспортных судов вообще называют те места "Гнилая Вода".

Вот теперь и начало складываться представление о могуществе и беспощадности пролива шириной в 100 км, разделяющего 2 континента и связывающего 2 океана.

Приблизительное время старта я решил назначить на конец июня или начало июля. Это как раз начало очень непродолжительного на Чукотке лета. Я знал, что для перехода нам нужен Северный, Северо-Западный или Северо-Восточный ветер. Он преобладает здесь зимой и часто достигает скорости 50 м.с. Так же его можно поймать в самом начале лета и осенью, это со слов моряков. Далее в июле же начинают преобладать южные ветра, которые никак нам не подходят.

Таким образом, я выстроил маршрут нашего движения, которого мы потом и придерживались. Старт с Чукотки в районе мыса Дежнева, далее проходим севернее островов Большой и Малый Диамид и двигаемся к Аляске в направлении села Wales. В этом случае мы должны были пройти самое короткое расстояние между Евразией и Америкой в 86 км. Учитывая траекторию движения, планировалось пройти это расстояние за 4-5 часов.

За 2 месяца мы начали сбор оборудования и экипировки. Я сразу же решил, что мы будем использовать гоночные кайты NORTH KITEBOARDING модели REBEL. Разработкой досок я занялся сам. Форму, размеры, дизайн и т.д. придумал специально под наш маршрут и под соответствующие водные условия. Мы запаслись сухими гидрокостюмами ION, которые очень неплохо себя зарекомендовали, по 3 комплекта термобелья, так же под гидрокостюмами были плотные непродуваемые штаны и плотная одежда сверху. Помимо кайтового оборудования мы серьезно подготовились к возможности выживания в различных условиях. Ведь никто не знал, как мы будем добираться к точке старта. Ожидать от погоды можно что угодно. Просидеть пару недель у вертолетной площадки в какой-нибудь деревне из-за нелетной погоды - обычная практика. А сорвет льды с Ледовитого океана - морская навигация выключится на несколько дней.

Вот, наконец, все готово. Наш вылет 22 июня из Москвы в крупнейший город на Чукотке, Анадырь. Напомню, что вся Чукотка является специальной пограничной зоной, и находиться там можно только по специальным пропускам, командировочным удостоверениям и разрешениям на передвижение под сопровождением определенных структур. С этим нам помог чукотский Красный Крест.

По прибытию в Анадырь перед нами стояло несколько задач. Первая и самая главная- это получение специального разрешения на пересечение государственной границы вне пункта пропуска. Это означает то, что на Чукотке сейчас действует всего 2 пункта пропуска через границу. Расположены они в Анадыре и в поселке Провидения. С нашим маршрутом это никак не пересекалось, поэтому нужно было каким-то чудом сделать так, чтобы пограничники, сотрудник пропускного пункта, таможенники оказались с нами на месте старта. В итоге чудо случается, и мы получаем официальное разрешение на пересечение границы, стартовав при этом не с мыса Дежнева, а из поселка Уэлен, который находится севернее и увеличивает тем самым нам расстояние до Аляски на 11 км. Но ничего, где 86 там и 97км. Лишний час езды. Подумаешь.. Мы обсудили с пограничниками план нашего передвижения и примерные даты старта. Кстати... По прилету в Анадырь, 23 июня по всем источникам какие только могли быть, я увидел прогноз на сильный Северо-Западный ветер, который сопровождал небольшой циклон и приходил к нам 29 июня. Он должен был дуть всего 3 дня, притом циклон был достаточно масштабный и ветер должен был продуваться без изменений по всей ширине пролива, что очень не маловажно для нас. Прогноз потом уверенно держался и решительно приближался к указанной дате.

На наши плечи возложилась доставка пограничников, а так же всех необходимых для прохождения границы, официальных лиц в поселок Уэлен. Единственный способ - это вертолет. Не прошло и 2-ух суток, как у нас стоит и ждет команды вертолет Ми-8 авиакомпании «ЧукотАвиа». Мы же с Костей решили отправиться в сторону точки старта заранее небольшим самолетом, чтобы на месте утрясти детали с сопровождающими лодками и пограничные формальности. Располагалось это все в селе Лаврентия, что в 130 км от мыса Дежнева. Но вот начались первые сюрпризы с погодой. По причине ее отсутствия наш самолет не может вылететь из Анадыря 4 дня. Туман и мокрая полоса в месте прибытия. И ничего не поделаешь. Нам удалось вылететь только 28 числа. Прогноз идеально подходящего ветра был уже очень рядом, и я решил назначить старт на 30 число. Помимо сильного ветра по прогнозу должна была быть ясная погода. В общем, это наш шанс и следующего такого может и вовсе не быть в течение месяца. Мы с Костей и оператором Димой прилетаем в Лаврентия и ждем, когда к нам присоединится остальная группа с вертолетом и нарядом. Параллельно пытаемся решить вопрос с сопроводительной лодкой после границы России и США или пересечением границы нашей лодкой.

 29 июня. Прилетает наш вертолет со всеми необходимыми людьми в Лаврентия. Решили переночевать там, т.к. в Уэлен с этим намного сложнее. В этот же день договорились о сопровождении нас двумя китобойными лодками. Дальше границы пограничники им двигаться категорически не разрешали. С американской стороны было совсем все глухо. Далеко не каждый рыбак или охотник выйдет в те воды в условиях легкого шторма.

30 июня. С самого утра погода просто идеальная. В селе Лаврентия светило солнце, видимость отличная, ветер Северо-Западный 10-14 м.с. Так же оттуда было видно, что в проливе в сторону Аляски погода такая же. Но природа преподнесла нам сюрприз. В районе села Уэлен, как раз в том месте, куда должен сесть вертолёт с нами, висел туман. Вылет откладывали каждые полчаса до последнего, по лётному регламенту, времени. Т.е. до 16-30. Тем временем мы продолжали поиски лодок сопровождения с Американской стороны. Но всё бесполезно. В проливе прилично штормило и владельцы лодок просто отказывались. Тогда я решил просто предупредить береговую охрану США. Наш координатор в Москве связался с Береговой охраной. Выслушав кучу настоятельных рекомендаций отложить старт, всё-таки удалось получить от них хоть какую-то поддержку. Мы просто поставили перед фактом, что старт произойдёт не сегодня, так завтра утром. После чего получили ряд рекомендаций. Это определённая частота для сигнала SOS, порядок прохождения таможенной и контрольно-пропускной процедуры, а так же мы получили доверенное и уполномоченное для нашей встречи в Уэльсе лицо. Конечно, мы понимали, что Береговая охрана со всей своей спасательной техникой находится в нескольких сотнях километров, поэтому рассчитывать на них не имело смысла.

Отложив старт на 1 июля, мы провели тренировочный заезд в селе Лаврентия, провели мастер-класс для местных детей и в очередной раз протестировали оборудование.

Вечером же я закрепил наш план и довёл его до Константина. Он был такой: мы стартуем с пляжа села Уэлен, доходим до границы, если не под сопровождением, так на связи с лодками сопровождения по радиостанции, далее оцениваем ситуацию и принимаем решение двигаться дальше к Аляске или возвращаться обратно. Всё должно было зависеть от погодных условий.

1 июля. Утром погода в Лаврентия не предвещала ничего хорошего. Низкая облачность, ветер Северо-Западный 3-5 м.с., что крайне мало для старта. Пограничники нам сообщили, что в Уэлене погода примерно такая же, а на острове Ратманова (Б.Диамид) и того хуже, облачность, видимость в сторону мыса Дежнёва 5 км, в сторону Аляски 20км, ветер южный 4-5 м.с. Хуже не придумать. Оставалось надеяться на хороший прогноз и только на везение. Так или иначе, мы решили выдвигаться к точке старта. Так же нас поддержал Командир вертолёта, который принял решение вылетать, и мы полным составом отправились в Уэлен. Пролетев над мысом Дежнёва на небольшой высоте, мы увидели на воде признаки неплохого ветра, а так же следы сильного северного течения между материком и островом Ратманова. Прибыв к месту старта, начали немедленную подготовку снаряжения. Через час после прибытия пограничники дали нам сводку погоды по метеостанциям: в Уэлене ветер северный 8-10 м.с., на острове Ратманова 10-12 м.с. с порывами до 17 м.с. Это немного взбодрило, и я решил немедленно пройти все пограничные и таможенные формальности и стартовать. Всё прошло быстро и чётко при поддержке пограничной заставы Уэлен.

В 15-30 по местному времени мы с Константином по очереди зашли в воду и направились в сторону Государственной границы.

Обогнув скалу, мы двигались не сразу в сторону границы, а в сторону мыса Дежнёва, где планировали выйти на радиосвязь с лодками, которые ожидали нашего сигнала о старте в селе Дежнёво, что расположено Юго-Западнее мыса Дежнёва. Добравшись до мыса, связи с ними не было. Тогда мы решили направиться по маршруту, ожидая, когда лодки нам ответят. Отойдя 3-4 км, связь с ними всё-таки была налажена. Визуального контакта с ними не было. Мы начали двигаться переменными галсами, что облегчало нагрузку и скорость отдаления от материка. Ещё через 2-3 км в поле зрения появились наши лодки сопровождения. Связь с ними была хорошая. Они двигались позади, а мы, переставая обращать на них внимание, направились в сторону границы, постепенно удаляясь от них. Для нас было важнее оставаться в их поле зрения за счёт высоко летящих кайтов и постоянно быть с ними на связи. Погода стала меняться каждые полчаса, то опускался туман, то выглядывало солнце. Костя шёл за мной, соблюдая дистанцию от 50 до 150 метров. Примерно за 10 км до острова Ратманова капитан одной из лодок начал мне постоянно сообщать о том, что им трудно двигаться дальше. Вода постоянно заливала лодки, ведь волна в тех местах достигала 3-4 метров. Плюс сыграло роль течение, которое превращало воду в беспорядочное месиво. Нам оно было на руку, только лишь слегка мешало комфортному перемещению, забирая потихоньку силы. Через некоторое время капитан одной лодки сообщил, что дальше им двигаться опасно, и их очень сильно заливает. Я подтвердил, что они могут остановиться и попросил их наблюдать нас визуально насколько это возможно. Но, однако, дела у них обстояли хуже, чем я предполагал, и они практически сразу отправились в обратном направлении. Мы же продолжали свой путь. Понемногу приближались к острову Ратманова. Чем ближе к нему, тем течение становилось сильнее. Мы иногда останавливались, чтобы отдохнуть. Это можно было сделать, остановив кайт в зените (над головой) и, лёжа на спине на воде, можно было отдышаться. Но так как вода оказалась гораздо холоднее, чем я думал, особенно там где ощущалось течение, то лежать без движений можно было не более 30 секунд, далее чувствовался холод.

Вот, наконец, мы приблизились к острову Ратманова. Отчётливо было видно чёрные скалистые берега со снегом. Сразу стало понятно, что никакого даже маленького пляжа здесь и быть не может. Мы уверенно продвигались в сторону границы на расстоянии 1-2 км Севернее от острова. Далее меня настиг один очень неожиданный сюрприз. Двигаясь правым галсом в сторону острова, я увидел впереди себя метрах в 50-ти чётко на моём пути огромную спину кита. Стало немного не по себе.  Вроде ничего страшного, если бы не огромная спина второго кита, появившаяся передо мной метрах в 5-7. Среагировать не было времени, он находился чётко на линии моего движения. Не перепрыгнуть, не объехать его времени не было, и я проехал доской чётко по его спине. Оборачиваться назад не стал, так как неизвестно, что ждало меня впереди. Со слов Кости, вслед за спиной потом над водой появился гигантский хвост в размахе метра 3. Столкновения со всеми вытекающими последствиями чудом удалось избежать.

Далее мы миновали остров и оказались в проливе между островом Ратманова и островом Малый Диамид. Расстояние между ними составляет 4 км. Течение начало ощущаться ещё сильнее, снося нас вниз по ветру делая поверхность воды более бугристой. На наш курс это особо не влияло. И вот, наконец, по визуальным ощущениям мы пересекаем Государственную границу, расположенную между островами, а так же линию перемены дат. Т.е. мы из 1 июля попадаем в 30 июня. Далее мне следовало принять решение, следовать дальше примерно ещё такое же расстояние или разворачиваться назад, пытаясь выйти на связь с лодками, которых уже не было ни в поле зрения, ни на связи. Я оценил ситуацию: ветер не подкисал, а даже немного добавил и дул в том же направлении, над головой был прилично большой участок голубого неба, Аляски впереди не видно, сил потрачено много, запас воды составлял 250 мл из 500. В общем, мы едем дальше. Связи с Константином на тот момент не было, т.к. после нескольких моих падений в аквапак с моей рацией попала вода, и она вышла из строя. А Костя следовал за мной, поняв, что обратно мы не едем.

Мы прошли Малый Диомид и погода опять начала портиться. Опустился туман, и перестало быть видно острова позади нас, и всё так же не было видно Аляски. Меня почему-то понемногу стало клонить в сон. Это был самый ужасный участок дистанции. Земли не видно ни с одной стороны, островов не видно, мы двигались по компасу и показаниям GPS. Видно было лишь одну чёрную небольшую и необитаемую скалу Фарувэй. Единственное, вода стала немного теплее по ощущениям и немного ровнее. Ведь со стороны Аляски преобладает южное течение. Волна стала более пологой и покатой. Через какое-то время туман немного рассеивается и вот оно чудо- мы увидели небольшой кусок Аляски. Тёмная гора со снегом на самом деле была так далека, но это нас немного взбодрило и открылось второе дыхание. Правда минут через 10 Аляска вновь исчезла. Так происходило раза 3, пока мы не приблизились на расстояние постоянной видимости. Через какое-то время я перестал пользоваться GPS и уже визуально мог определить место финиша. Приблизившись ещё, мы разглядели мерцающий огонь, который очень напоминал маяк, и мы двинулись в его направлении. Открылось «третье дыхание», и я перестал вовсе думать об усталости. Тем временем на воде стало появляться очень много препятствий в виде брёвен, пней и остатков деревьев, которые двигались по течению против ветра. По ним я определил силу течения. Ведь в этом районе Аляски деревьев в принципе быть не может, только тундра и иногда мелкие кустарники. Следовало, что они двигаются далеко с юга в сторону Северного Ледовитого Океана. Судя по предварительным просчетам, скоро должна была начаться отмель Принца Уэльского, которая должна была являться для нас финишной прямой с ровной водой. Этот момент не заставил себя долго ждать, и мы оказались на ней. Стало отчетливо видно пляж, и я выбрал место для остановки примерно в двух километрах от строений поселка Уэльс. Я значительно прибавил скорости, подъехал к берегу и ступил на американскую землю. Константин немного отстал, но уже через три-четыре минуты тоже вышел на пляж. Не дожидаясь его, я самостоятельно положил кайт на берег, после чего принял его кайт, и мы попытались оценить время нашего движения и расстояние пройденного пути по GPS навигаторам.

Часы показывали 10 часов 30 минут, это означало, что местное время 2 часа 30 минут ночи.

Путевой компьютер на моем приборе показал пройденный путь 175 км. А Костин 157км. Чему мы были очень удивлены. Видимо, мои галсы были более размашистыми, и иногда приходилось его ждать, перемещаясь левым и правым галсом на одном месте. Мы были безумно рады, тому, что прошли это расстояние, сели отдохнуть и немного подкрепиться запасом еды, который привезли с собой.

Вещи, которые мы взяли с собой: два паспорта, немного денег, кредитные карты, небольшой запас продовольствия, спутниковый и сотовый телефон, радиостанции и два GPS навигатора.

Через несколько минут мы увидели приближающихся к нам людей со стороны поселка, свернули оборудование и пешком отправились к ним навстречу.

Как выяснилось, нас здесь уже ждали. Наши координаторы Чукотки и Москвы посодействовали этому.

Это оказались местные жители, они поздравляли нас, и один из них пригласил к себе домой. Нас накормили, дали сухую одежду. Немного поспали. Так же нам выделили немного одежды, т.к. в Уэльсе приобрести её просто невозможно. А утром нас посадили на самолёт и мы отправились в город Ном, который находится в часе лёту от Уэльса. Там мы прошли процедуру оформления приезда в США. Как выяснилось сотрудник пропускного пункта был тоже вкурсе нашего приезда. Купили одежду и вещи первой необходимости. Далее нас ждал перелёт в Москву. В итоге у нас получилось кругосветное путешествие, часть которого мы прошли на кайте.

Евгений Новожеев

Будь в курсе

Получать новости о ближайших событиях, мероприятиях



vivax

ion

north

cebe